Основные направления работы классного руководителя

Содержание воспитательной работы классного руководителя со­ставляют воспитательные целевые программы: "Учение", "Труд", "Об­щение", "Творчество", "Досуг", "Здоровье", "Образ жизни" и др. Сов­местно с другими учителями и родителями классный руководитель ор­ганизует работу по этим направлениям.

Выше уже шла речь о том, что еще А. С. Макаренко выдвинул идею программирования воспитательного процесса на двух уров­нях - общем и индивидуальном.Не подлежит сомнению, что проведе­ние воспитательной работы классным руководителем немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Незнание

1 Блохина Л. А. Методика воспитательной работы в современной школе. - М. :

Роспедагентство; Брянск: "Курсив", 1997. - С. 18-19.

этих особенностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок.

Одна из сложностей труда педагога-воспитателя, классного руко­водителя состоит в том, чтобы, не упуская из виду главных целей воспи­тания, на основе изучения личности учащегося, ставить конкретные це­ли воспитания. Однако изучение личности ни в ком случае не предшест­вует обучению и воспитанию. Об этом достаточно резко сказал Мака­ренко: "Надо не изучать, а воспитывать детей". Сказано это было в поле­мике с педологами, которые отрывали процесс изучения ребенка от его воспитания. Но по существу здесь содержится глубокая мысль:методы изучения и методы воспитания едины.В практике опытного педагога любое применение метода воспитания есть одновременно прием изуче­ния личности воспитанника. Особенно хорошо это видно на примере ис­пользования поискового метода. Вовлекая своих учеников в поисковую деятельность и наблюдая за ее ходом, опытный педагог в ошибках и не­верных действиях детей видит свои просчеты, по ходу корректирует их, оказывает помощь детям.

А изучая результаты работы детей, опять-таки видит возможно­сти каждого, его реальные успехи и перспективы. Это, конечно, не зна­чит, что не должно быть специальных обследований детей, наблюдения за ними опытных специалистов - психологов и социологов, физиологов и психиатров. Эти ученые-исследователи помогают педагогической практике своими рекомендациями. Но для практического педагога, ка­ким и является классный руководитель, изучение и воспитание ребенка сливаются в методически грамотном использовании методов воспита­ния. Не следует злоупотреблять социологическими опросами и измере­ниями, чем особенно увлекаются в последнее время молодые учителя и воспитатели. Часто наиболее эффективными в работе с конкретным ре­бенком оказываются непосредственно общение и простое наблюдение за его поведением. Особенно хорошо, если результаты таких наблюде­ний фиксируются в педагогическом дневнике.



Кропотливая, каждодневная работа по изучению воспитанников отличала все годы педагогический коллектив Павлышской школы, воз­главлявшейся В. А. Сухомлинским. Этой цели служил и педагогический дневник, который вел Сухомлинский с того момента, когда переступил порог школы. Толчком же к этому послужило подвижничество сельско­го фельдшера. На протяжении 27 лет этот чудак, коим его считали в се­ле, фиксировал некоторые данные, касающиеся детей, поступивших в первый класс. Листая записи фельдшера, педагог, в частности, заметил, что за 27 лет рост ребят увеличился на 4,5 см. Василий Александрович продолжил дело, начатое фельдшером, значительно расширив его рам-

ки. К концу своей жизни он располагал сведениями о развитии детей в одном и том же поселке за 59 лет. В записных книжках педагога каждо­му ученику отводилась отдельная страница. А всего таких страниц было 3700. И столько же детских судеб прошло через жизнь Сухомлинского. 1

Один из настоящих педагогов-новаторов московский учитель ли­тературы С. А. Гуревич, работая и классным руководителем, десятиле­тиями изучал своих воспитанников. И не только в период их обучения в школе, но и долгие годы потом, когда они становились взрослыми людь­ми. Главным методом изучения у Гуревича было общение в процессе совместной работы. Он жадно всматривался в пытливые или равнодуш­ные глаза детей; беседовал с ними и их родителями и не просто прове­рял, а глубоко изучал детские сочинения и другие работы учеников. Как у учителя и классного руководителя у него было сверхзадача - помочь своим питомцам в выборе жизненного пути. И поэтому он не был бес­страстным регистратором своих наблюдений, а всегда стремился придти на помощь; где-то давал неназойливый совет, а чаще просто приносил и давал книгу из своей библиотеки. Несколько десятков лет С. А. Гуревич составлял круги чтения по основным профессиям, собирал художествен­ную, научную литературу, причем не списки, а библиотечки. Это были книги о врачах, ученых, путешественниках, спортсменах.



Семен Абрамович вспоминает:

"Спрашиваю десятиклассников:

- О каких профессиях принести вам книги?

- Что-нибудь о медицине. . . - попросили многие.

Приношу "Спутников" В. Пановой, "Хирурга" Е. Емельяновой, "Дело, которому ты служишь" Ю. Германа, "Мысли в пути" С. Долецкого, "Мысли и сердце", "Воспоминания военного врача" Н. Амосова, "Сердце хирурга" Ф. Углова. . .

Начали читать. И постепенно группа "будущих врачей", как они себя величали, стала таять. Одним труд медика показался непосильным;

другие не обнаружили в себе тех качеств, которых потребует практика;

третьи испугались ответственности. Приступили к чтению двенадцать интересующихся, кончили трое убежденных". 2

Настоящее открытие сделал другой педагог-новатор из подмосков­ного Реутова И. П. Волков. По его инициативе в школе для каждого учени­ка была заведена разработанная им "Творческая книжка школьника"- не­большая, отпечатанная типографическим способом тетрадочка, где отме-

1 Мухин М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского. - М. , 1994. - С. 104-141.

2 Гуревич С. А Организация чтения учащихся старших классов: (Из опыта рабо­ты): Кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1984. - С. 155.

10^

чается и оценивается любая творческая работа ученика, выполненная по его инициативе - будь то изготовление какой-либо вещи (модели, инстру­мента и т. п. ), участие в предметных олимпиадах, проведение занятий с младшими школьниками, спортивные достижения и т. д. Все это потом учитывается в характеристике учащихся. Но самое главное - на основе поставленного таким образом точного учета творческих работ стало легче определять склонности и развитие способностей каждого.

Игорь Павлович так поясняет необходимость введения нового школьного документа: "Обидно за детей!" За время обучения в школе сколько они успевают сделать: и в кружках, и на соревнованиях, олим­пиадах. И все это никак не учитывается. А в дневнике - одни абстракт­ные оценки по предметам. Я хочу, чтобы все, что ученик выполняет сверх программ, учитывалось". 1

Данные о развитии детей позволяют педагогу успешно решать за­дачу, выдвинутую А. С. Макаренко - осуществлять программирование этого развития, компетентно, со знанием дела ставить перспективы пе­ред детьми, направлять процесс их воспитания, развития наклонностей и способностей. Важную роль в изучении личности ребенка - и об этом убедительно свидетельствует опыт И. П. Волкова - играет ознакомление с результатами работы детей. Как выполняет то или иное дело школь­ник - едва ли не самый важный показатель его мастерства и нравствен­ных качеств. Опытному педагогу-воспитателю знакомство с тетрадью ученика скажет больше, чем часы наблюдений за ним. И сделать ее про­сто: для этого можно использовать обычную школьную тетрадь, разгра­фить ее соответствующим образом и учитель получит в руки динамиче­ский портрет развития личности каждого ученика.

Классному руководителю следует знать тех учащихся, кто плохо видит или слышит, у кого понижен темпоритм работы, тех учащихся, кто смущается, теряется в трудной обстановке. Дифференцированный подход, знание межиндивидуальных и типологических различий позво­ляют строить взаимоотношения с воспитанниками на основе получен­ных диагностических данных. Так, в работе со слабоуспевающими деть­ми учитель стремится стимулировать переживание радости успеха как необходимого условия нормальной, продуктивной учебной деятельно­сти детей со сниженными способностями (В. А. Сухомлинский).

Существует ряд педагогических литературных источников, в ко­торых рассматривается проблема составления характеристики на всех учащихся класса и на каждого ученика в отдельности. Ознакомление с предложенной ниже литературой позволит выбрать учителю и классно-

1Волков И. П. Цель одна-дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1990. - С. 32 110

му руководителю оптимальный вариант применительно к конкретным условиях школы и класса. Однако отвечая на вопрос: "Нужно ли состав­лять педагогические характеристики на всех учащихся класса?", авторы высказывают разные точки зрения. Еще в 80-е тт. обязательность со­ставления характеристики на каждого ученика классным руководителем в конце каждого года не подлежала обсуждению, хотя единый образец так и не был предложен воспитателям. Отвергая такой подход, авторы книги "Искусство преподавания" П. И. Пидкасистый и М. А. Портнов за­мечают: "Составление таких характеристик потребовало много времени и сил. Но в чем мы убедились? Во-первых, сведения оказывались не все­гда точными и достоверными; во-вторых, динамика развития требовала частых дополнений и исправлений; перечисленные качества еще ни о чем не говорили: поведение у "хороших" было далеко не всегда идеаль­ным, а поступки "трудных" ребят поражали своим благородством и че­ловечностью. Мы отказались от специального и подробного составления характеристик на всех, ограничиваясь записями в дневнике классного руководителя особо важных данных о тех или иных учениках. Главное внимание нужно уделить живой работе с детьми, а не бесконечным за­писям и документации, которые мало что дают". 1

В целом можно выделить следующие направления в системе ра­боты классного руководителя:

1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографи­ческих, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень раз­вития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т. д. ).

2. Постановка воспитательных задач ("перспектив"), общих для класса или отдельных групп, учеников класса.

3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень за­дач и дел по их решению.

4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экс­курсий, походов, вечеров, родительских собраний и т. д.

5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения роди­телей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

1 Пидкасистый П. И. , Портнов М. Л. Искусство преподавания: Первая книга учи­теля. - М. : Изд-во "Роспедагенство", 1998. - С. 157.


6. Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опрос­ники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи.

17. 3. Планирование воспитательной работы классным руководителем1

Простейшей формой планирования воспитательной работы явля­ется расположение содержания перспективных дел в классе в календар­ном порядке. Схема календарного плана выглядит следующим образом:

Таблица 10 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Время проведения Название мероприятия Кто проводит Отметка о выполнении

Недостаток такой формы планирования состоит в том, что все воспитательные мероприятия сводятся к календарю и план похож на пе­речень видов деятельности классного руководителя, расположенных в хронологическом порядке. При этом затруднительно проанализировать систему и технологию воздействия на учащихся, слабо прослеживается роль классного коллектива.

Оперативная форма планирования является разновидностью ка­лендарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические функции классного руководителя на каж­дую неделю. В структуру плана вводится колонка для оценки результа­тов проведенной работы.

Таблица 11 ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Учебные недели Коллективные дела учащихся Оперативная работа классного руководителя Оценка результатов проделанной работы
1-7 сен­тября 1 сентября. День знаний Пригласить на встречу научных работников, специалистов различ­ных отраслей

Содержание данного вопроса раскрывается на основе книги: Степаненков Н. К. Планирование работы классного руководителя, - Минск: Ред. жури. "Адукацыя i выхаванне", 1996. - 104с.

Учебные недели Коллективные дела учащихся Оперативная работа классного руководителя Оценка результатов проделанной работы
3 сентября. Собрание учащихся на тему "Вопросы, ко­торые тебя волнуют" Объявить конкурс на лучшее коллективное дело. Распределить обязанности на пер­спективу. Помочь ред­коллегии выпустить стенгазету о летних ка­никулах
6 сентября. Родительское собрание на тему "Как по­мочь детям организованно начать учеб­ный год?" Выявить и привлечь родителей, способных помочь в организации и проведении намечен­ных полезных и инте­ресных коллективных дел

В старших классах центр тяжести работы по оперативному пла­нированию переносится на ученический коллектив. Роль классного ру­ководителя зависит в этом случае от уровня сплоченности коллектива.

Линейно-хронологический план содержит перечень мероприятий, расположенных понедельно. Например, понедельник как первый день учебной недели контрастирует с воскресным отдыхом, и в этот день лучше планировать собрания, встречи, линейки и мероприятия просве­тительского характера. В понедельник преподаватели истории, литера­туры могут оказать помощь информаторам, чтецам, организаторам кол­лективных дел. Во вторник, когда редакционный актив занят выпуском стенной печати (газет, бюллетеней, альбомов, журналов, альманахов и пр. ), преподаватели языка и литературы, рисования и труда имеют воз­можность оказать помощь школьникам в оформительской работе. В этот же день можно провести родительское собрание и подготовить вы­ставку творческих работ учащихся. В день трудовых дел - прибавляется забот у преподавателя труда и заведующего хозяйственной частью. Суб­боту как преддверие дня отдыха лучше посвятить занятиям по интере­сам в творческих группах, кружках и факультативах, смотрам талантов, КВН, турнирам, соревнованиям по физкультуре и спорту. В этот день будут заняты преподаватели физкультуры и спорта, руководители худо­жественной самодеятельности и других объединений учащихся. В вос­кресенье, если таковой день используется для организации свободного времени учащихся, - планируется экскурсионная и туристическая рабо-

та и в дело включаются заинтересованные лица из числа преподавате­лей, родителей и внешкольных учреждений.

Структуре плановых мероприятий предпосылается краткая харак­теристика уровня воспитанности ученического коллектив и очередные задачи. По форме линейно-хронологический план выглядит следующим образом:

Таблица 12

ЛИНЕЙНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Профиль дня недели Апрель
30-я неделя 31-я неделя 32-я неделя 33-я неделя
Понедельник. Деньпросвещения учащихся 1/4. Собрание класса "Старт последней четверти" 8/4. Инфор­мация "Мир за неделю" 15/4. Заоч­ное пу­тешествие "По Респуб­лике Бела­русь" 22/4. Бесе­да "Новости культуры"
Вторник. День родите­лей. День стенной пе­чати 2/4. Роди­тельское соб­рание 9/4. Выпуск стенной пе­чати 16/4. Кон­сультация родителей 23/4. Оформление стенда "Учись учиться"
Среда. Тру­довые дела учащихся 3/4. Очистка школьного двора от сне­га 10/4. Участие в школьном смотре-конкурсе технических изобретений 17/4. Подго­товка гнез­довий для птиц 24/4. Встреча с производст­венниками
Четверг. Ра­бота с акти­вом класса и школы 4/4. Встреча с организатора ми спортив­ных секций 11/4. Кон­сультация ор­ганизаторов КТД к оче­редным ме­роприятиям 18/4. Беседа с активом объединений учащихся (пионеров, скаутов) 25/4. Инди­видуальные поручения учащимся
Пятница. Учебные дела учащихся 5/4. Беседа "Учиться на совесть -долг или одолжение" 12/4. День космонавтики (КВН, вик­торины, бе­седы, смотры и др. ) 19/4. Конфе­ренция по результатам кружковой и внеклассной работы 26/4. День олимпиад по предме­там

Перечень приведенных мероприятий и профили дней недели по­казаны условно. К тому же все их провести в течение одной недели за­труднительно. Поэтому в течение недели могут быть дни, свободные от внеклассных предметных и воспитательных дел.

Традиционными для многих классных руководителей стали календарно-тематические планы. В них также предусматривается харак­теристика ученического коллектива и воспитательные задачи. Содержа­ние воспитательной работы на полугодие или весь учебный год пред­ставлено в виде разделов, система которых отражает основные направ­ления воспитательной работы в классе:

- Организационно-педагогические мероприятия.

- Воспитание положительного отношения школьников к учению.

- Политический кругозор учащихся.

- Воспитание нравственных ценностей у школьников.

- Подготовка учащихся к труду и выбору профессии. - Дисциплина и культура поведения учащихся.

- Физическая культура и здоровье учащихся. - Экологическое воспитание.

- Свободное время учащихся.

- Работа с родителями и общественностью.

По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы работы.


2186043971147502.html
2186076616030289.html
    PR.RU™