Методика «Стратегии семейного воспитания» С. Степанова  

Методика «Стратегии семейного воспитания» С. Степанова

Рис.8. Результаты выраженности стратегии семейного воспитания по методике С.Степанова

Как видно из рисунка 8 в исследуемой группы родителей представлены все стратегии семейного воспитания, представленные в методике.

9 родителей осуществляют авторитетный стиль (в терминологии других авторов - «демократический», «сотрудничество»). Такой родитель осознает свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признается право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах родители готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

18 родителям свойственен авторитарный стиль (в терминологии других авторов - «автократический», «диктат», «доминирование»). Родители хорошо представляют, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под этим контролем. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

У восьми родителей обнаружен либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям.

У семи родителей - индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для таких родителей первостепенными, поскольку у них иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он имеет право рассчитывать на большее участие и поддержку со стороны родителей.

Далее мы сопоставили данные по методике С.Степанова с результатами по методике «Страхи в домиках» и отобразили их в таблице 4.

Таблица 4

Сопоставление данных по методикам «Страхи в домиках» и «Стратегии семейного воспитания»



Название группы Индекс тревожности Количество страхов Количество детей Стратегии семейного воспитания
1 группа высокий 20-24 4 родителя – индифферентная стратегия 2 родителя – авторитарная стратегия
2 группа среднеповышенный 13-19 3 родителя – индифферентная стратегия 5 родителей - авторитарная стратегия
3 группа средний 1 родитель – либеральная стратегия 11 родителей авторитарная стратегия
4 группа среднепониженный 6-11 6 родителей – авторитетный 7 родителей – либеральный стиль
5 группа нижний 3 родителя – авторитетная стратегия

Как видим из таблицы 4, две стратегии семейного воспитания наиболее благоприятно влияют на психоэмоциональное состояние старших дошкольников: авторитетная и либеральная стратегии. Это объясняется тем, что при этих стратегиях родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признается право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах родители готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему, несклонны к запретам и ограничениям.

Наиболее благоприятная ситуация для появления и укрепления страхов возникает, когда родители используют в воспитании индифферентную и авторитарную стратегии. Индифферентная стратегия воспитания приводит к тому, что ребенок оказывается незащищенным перед трудностями и опасностями окружающего мира. Старший дошкольник еще обладает необходимым потенциалом для успешной социализации, кроме того родители практически ничего не предпринимают, чтобы того, чтобы сформировать у него необходимее умения вхождения в социальный мир. Часто такие родители проецируют агрессивные формы поведения. Поэтому ребенок, подражая им, терпит неудачи в процессе общения, настраивая против себя сверстников, оказываясь, таким образом, в изоляции. Все это способствует возникновению у него большого количества страхов.



Родители с авторитарным стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим, а значит и к увеличению количества страхов.


2183335763301110.html
2183454349951974.html
    PR.RU™