Философские воззрения Аристотеля

Идеи Платона в их критическом осмысливании были развиты его учеником Аристотелем.

По пониманию Аристотеля:

душа свойственна только естественным предметам, способным к жизни.

3 вида души:

1) растительная.

2) животная – способность ощущать, и поэтому способность к разным чувствам, эмоциям, страстям.

3) разумная – способная к познанию мира.

1 и 2 связана с телом и смертна, разумная – бессмертна (у человека есть все три вида души).

Разумная душа – частица мирового божественного разума, где она из божественного разума переходит в тело человека при его рождении, после смерти – опять сливается с божественным разумом.

Разумная душа получает все знания о формах, сущностях. Однако, являясь душой человека, разумная душа утрачивает чёткость, ясность знаний. Чтобы оживить знания, необходимы интеллектуальные усилия человека и чувственный внешний толчок ------ познай самого себя, познай свою душу.

Под воздействием вещей внешнего мира, человек получает чувственное восприятие вещи, которое существует в памяти и создает чувственное знание – опыт. Опыт, с помощью понятий, генерирует различные виды человеческих теоретических знаний.

Этического учения Аристотеля:

Основа: идея свободы. Человек – свободное существо, и свободные действия человека определяются не только разумом, но и волей. Именно от воли зависит выбор человеком пути: добродетель или порок. Человек, как и вещь, обладает заложенной в него богатой целью, которая определяет его развитие.

Заложенная в человеке цель может быть реализована:

1) В процессе сознательной, добровольной (свободной) деятельности.

2) При условии, что деятельность осуществляется высшим, лучшим способом.

3) Эта деятельность самодостаточна и самоценна, то есть она не есть средство для чего-то другого, она есть цель (впервые в А.Ф.была поставлена проблема «средства-цель»).

Т.о., свобода человека – его добровольная деятельность, направленная на более полную реализацию.

7. Становление и развитие философской мысли на Востоке: буддизм, конфуцианство,
даосизм.

Зарождается в 6-5 вв. до н.э. Лао-цзы, Конфуций, Будда. Занималось высшее сословие. Главное познать себя, а не природу. Нет смысла менять мир, надо менять себя. Носит созерцательный характер. В основе интуитивный тип познания. Материальные ценности вторичны. Гл. цель жизни развитие. Чел. сущ. исполнено страданий, но можно выйти из страданий, приобрести полное счастье. Культ учителя, книги играют вторичную роль.



Буддизм возник в 6 в. до н.э. Основатель – индийский принц- Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды. Особенность этого учения – этико-практическая направленность. В основе буддизма «четыре благородные истины»:

1) существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием

2) существует причины страдания, которой явл жажда, ведущая через радости к перерождению

3) сущ освобождение от страдания, устранение причин страдания (устранение жажды)

4) сущ путь, ведущий к освобождению от страданий, кот отвергает как жизнь так и путь самоистязания.

Ключ. понятия Буддийской философии:

1)Сансара - поток перерождений, в кот. все живые существа. Происходит вследствие кармы. 2)Карма- причиноследственный закон, суть которого заключается в том, что каждая мысль, слово или действие обяз. имеют свое последствие: позитивная + или негативная-(проблемы др. людям => к самому)

3)Нирвана- состояние противоположное сансаре, такое существ. в котором достигнута высшая мудрость и чистота, состояние высшего блаженства

Конфуцианство одно из наиб важных направлений развития китайской философии. Основатель – Конфуций (551-479 до н.э.). Конфуция мало интересуют проблемы материального мира и космогонии. Небо Конфуций рассматривает прежде всего в связи с человеком, а не природой, именно человек явл главным предметом философии. В центре его учения – человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Конфуций гл внимание уделяет вопросам воспитания идеального человека, которое должно осуществляться в духе уважения к окр людям и обществу. В основе всех общественных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал. Стержень мудрости – соблюдение ритуала. Для понимания того, в чем состоит суть воспитания идеального человека, следует обратить внимание на важнейшую категорию в философии – жэнь, в кот находят свое выражение этические и др категории его учения. Жэнь переводится по-разному – доброта, гуманность, милосердие, человеколюбие… Жэнь – человечность. Именно она – осн требование, предъявляемое к чел. Основой жэнь выступает сяо. Сяо означает сыновнюю почтительность, уважение к родителям и старшим. Большое знач в воспитании имеет концепция «чжэн мин» - «исправления имен». Суть ее в том, что все вещи д б приведены в соответствие с их названиями. Если имена неправильны, речь противоречива; когда речь противоречива, дела не завершаются успехом. Конфуций не разъединяет слово и дело, а рассматривает их в единстве.



Даосизм - важнейшая философская школа в Китае, возникшая во второй пол 1 тыс. до н.э. Основатель – Лао-цзы. В центре учения – категория дао. Дао – невидимый всеобщий естественный закон природы, чел общества, поведения и мышления индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им. В учении дао обнаруживаются элементы первонач диалектики: дао – пусто и одновременно неисчерпаемо; оно бездействует, но тем самым делает все; покоится, но одновременно движется; оно само для себя начало, но у него нет ни начала, ни конца и т.д. Небо, в отличии от конфуцианства, как и все остальное, зависит от воли дао, кот явл самодовлеющим началом. «Человек зависит от земли, земля – от неба, небо – от дао, а дао – от самого себя». Одна из гл категорий даосизма – бездействие. Соблюдая закон дао, чел может бездействовать. Лао-цзы отрицает любое усилие как индивида, так и общества по отношению к природе. Гл принцип поведения личности – сохранение «меры вещей». Поэтому недеяние и явл одной из осн и центр идей даосизма, именно она приводит к счастью, полной свободе. Отсюда мудрый правитель следует дао, ничего не предпринимая, чтобы управлять страной, и тогда народ процветает, а в обществе само собой воцаряетс порядок и гармония. В дао все равны между собой – знатный и раб, урод и красавец, богатый и бедный и тд.

8. Средневековая философия: период патристики. Философия Августина.

Хронологическими рамками этапа патристики считать 1-7 вв. на этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона. Крупнейшим философом периода патристики был Августин Аврелий, пречисленный католической церковью за свои услуги перед нею к лику святых. Августин родился в семье мелкого собственника. Родители дали ему достаточно солидное образование. Долгое время он работал преподавателем в своем городе, а затем в Милане. Христианство он принял уже в зрелом возрасте. Вскоре он стал священником, а затем епископом. Гл заслуга Августина в том, что он разработал теологию христианства. Два труда «исповедь» и «О граде Божьем». В центре его внимания – проблемы бытия, исторического прогресса и человеческой личности. Разрабатывая проблемы онтологии, Августин прежде всего обосновывал один из гл догматов христианства о сотворении мира Богом из ничего. По его мнению, Бог не только упорядочил, организовал мир, как это представлялось Платону, из уже имевшейся вечной, первичной материи, но и создал саму субстанцию, из которой мир состоит. Бог сотворил не только мир, но и его свойства, в том числе и такое, каким явл время, кот не было до создания мира.

Большое место в философии Августина заняли и проблемы антропологии, природы человеческой личности. Природа чел, по его мнению, двойственна. Гл способность

человеческого духа – его способность верить в Бога. Это высшая из всех человеческих способностей. Но она не явл единственной. Другая духовная ценность – разум, мышление, с пом которого чел способен познавать природу и общество. Однако разум лишь подкрепляет положения веры, но сам истины найти не может.

Ценность антропологической концепции Августина состоит в том, что в ней впервые было четко сказано о равенстве людей, об уникальных способностях и возможностях чел и о его ответственности перед Богом и др людьми за свои дела.

Духовное наследие отцов церкви получило название ПАТРИСТИКА (padre - отец). В истории философской европейской мысли представители патристики сыграли двойственную роль:

1) положили конец античной философии;

2) положили начало средневековой философии.

Патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию) - учение, разрабатывающее и оправдывающее религиозное мировоззрение.

Сами представители патристики были не философами, а теологами. Содержание философии (богословия) они вычитывали в текстах писания, брали из трактатов своих предшественников, тех же отцов церкви. И таким образом объясняли людям, как Бог создал и духовный, и материальный мир. Это учение позднее назвали креационизмом (creatio - творение). Согласно ему, христианский Бог стоит над всем и управляет природой. Активное творческое начало отобрали у природы и приписали Богу. Если в языческих религиях природа и космос были всемогущи и вечны, то теперь все это передалось Богу: космос управляем Богом, а если он прикажет, все исчезнет и будет первая пустота хаоса.

На место политеизма приходит моноистический принцип: есть только одно начало - Бог, все остальное - его творения. Подлинным бытием обладает только Бог, которому и приписываются языческие атрибуты божеств: вечен, неизменно справедлив и прочее.

Общее понятие «отцы церкви». А кто же формировал идеологию патристики. Но перечислить всех нельзя, поэтому остановимся на Блаженном Августине.

Епископ Августин (354 - 430) изложил более или менее полную систему христианского мировоззрения. В его истолковании были даны все мировые проблемы. Смысл жизни - ожидание Страшного суда и царства Божьего на земле; происхождение мира - 6 дней творения. Августин был плодовитым философом и богословом. Самые знаменитые из его трудов - «Исповедь» и «О граде Божьем». Августин ввел в христианство мировоззрение мысли создателя и его последователей. И до сих пор в христианской философии существует направление августинцев, которые следуют образу жизни Святого Августина.

9. Средневековая философия: период схоластики. Номинализм и реализм. Философия Ф.Аквинского.

Схоластика – 9 – 15 вв. на этапе схоластики осуществляется разработка и систематизация осн понятий христианской философии под решающим влиянием философского наследия Аристотеля.

Наиб ярким представителем этого периода явл Фома Аквинский. Он родился в Италии в аристократической семье. Нач образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а затем стал преподавателем философии.

Гл положения созданной им философской системы составляют основу католической философии – неотомизма. Важнейшая его заслуга – разработка одной из центр проблем средневек философии – проблемы соотношения религии и науки, веры и разума. Учения Фомы о возможности гармонического сочетания разума и веры включало в себя след положения:

Сходства м/у методами познания с помощью веры и с пом разума:

  1. и вера и разум познают один и тот же предмет – Бога и созданный им мир;
  2. оба метода познания – вера и разум – не исключают, а дополняют друг друга;
  3. оба источника наших знаний созданы Богом и потому имеют один право на существование

Различия:

1. вера принимает истину о существовании Бога-творца, основываясь на желании, воле, эмоцион переживании;

2. разум постоянно колеблется, сомневается в правильности добытых истин.

Вера выше разума. Гл внимание Аквинский уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств бытия Бога. Они были основаны на разработанных еще Аристотелем положениях об источнике движения; понятиях причины и следствия; необходимого и случайного; категориях совершенства и одухотворенности мира.

Особенность периода – спор об универсалиях. Спор привел к формированию 2-х позиций: 1) номинализм - позиция, полагающая, что универсалии существуют только в уме человека, т.е. имена, которые человек дает вещам и ничего более. Всеобщие понятия не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только формы мысли. Хотя номинализм по своему осн содержанию оставался еще религиозным учением, тем не менее его появление уже предвещало новый этап противостояния религиозной и науч философии, идеализма и материализма, эмпиризма и рационализма. Номинализм – предвестник философии Нового времени. Впервые идеи номинализма изложил Иоганн Росцелин. 2) реализм - позиция, считающая, что наиб значимыми явл не индивидуальные, а общие понятия, обозначающие род, класс, вид, к которым относятся те или иные отдельные предметы, а также понятия сущности. Представитель: Фома Аквинский (1225-1274гг.) – привел 5 доказательств существования Бога.

Из желания примирить противоположные стороны в споре об универсалиях родилось третье, компромиссное решение, получившее название концептуализма. Представители – Иоанн Дунс Скот. С его точки зрения каждая вещь представляет собой единство общего и частного, сущности и явления. Общее отражает сущность вещей, а конкретное – проявления этой сущности.


2179896029142174.html
2179950539372148.html
    PR.RU™